Mirror’s Edge — первая за очень долгое время игра, во время презентации которой у автора этих букв вдруг побежали по телу мурашки. Никогда еще, глядя на проект, я так четко не ощущал, что вот оно — будущее. Mirror’s Edge настолько далека от всего, что сейчас предлагают интерактивные развлечения, что мы, по правде сказать, переживаем за то, как ее воспримет широкая общественность. Это игра, которая фактически переписывает все жанровые каноны, а вместе с ними — и наши с вами рефлексы. Впервые нам нечего вписать в графу «похожесть» — в природе просто не существует ничего, близко напоминающего Mirror’s Edge по ощущениям и механике.
После первых же минут стало ясно, почему DICE так секретничали с игрой — ни комментариев, ни скриншотов. Всю прелесть Mirror’s Edge практически невозможно вербализовать и даже запечатлеть в статике — это игра-движение. Но мы все-таки попробуем.
Mirror’s Edge — первая в истории разумного человечества игра, достоверно передающая ощущение собственного тела, а также окружающего пространства. Это игра, в которой вы не просто видите свои ноги, торс и руки — они тут действительно выполняют те же самые функции, что и в жизни. А именно — вы падаете, отталкиваетесь ногами, хватаетесь руками и балансируете корпусом. При этом игра управляется не сложнее любого среднестатистического шутера, и тут заключено одно из главных достижений DICE. Не усложняя (а то и упрощая) жанровую схему управления, они полностью меняют ощущения от процесса. Это очень сложный и мало кому доступный прием: изменить систему, не вводя в нее новых переменных и понятий.
DICE называют Mirror’s Edge action/adventure, но на первый взгляд это натуральный шутер: мы открываем глаза на крыше небоскреба, оглядываемся по сторонам, открываем дверь и входим внутрь здания. Ничего, казалось бы, особенного не происходит. Но если приглядеться, то можно заметить основополагающую разницу между Mirror’s Edge и любым другим шутером — в руках у героини нет оружия. И, предвосхищая возможные версии, достать его из инвентаря не получится. Mirror’s Edge — это история про бег и виртуозное владение своим телом, а не про стрельбу.
И тут как раз начинается самое интересное. Faith (она же, скорее всего, Вера, она же наша главгероиня) буднично перепрыгивает через забор, который в любом другом случае расценивается как неприступная преграда. Затем, взяв разбег, она пробегает по отвесной стене и путем сложносочиненной комбинации прыжков забирается в вентиляционную шахту.
«Там, где в обычной игре вы видите препятствие, у нас вы видите возможности, — говорит Оуэн О’Брайан, продюсер проекта. — Вера это такая женская версия Джейсона Борна. Он инстинктивно понимает, как использовать окружение в свою пользу. Это заложено у него в генах». В генах Веры ничего такого не заложено, а в непрерывном движении ей помогает сама игра. Пространство вокруг вас меняет цвета динамическим образом — как только в поле потенциального взаимодействия попадает какой-то важный объект, его тут же подсвечивает красным. Это такая интерактивная интуиция: вы на инстинктах несетесь по крышам, а игра, работая подсознанием, подсовывает варианты. Тысячи вариантов.
Mirror’s Edge — это чистая, концентрированная импровизация, то, чего мы ждем от игр последние несколько лет. Вы принимаете сотни инстинктивных решений в минуту: пролететь под низкой балкой или использовать ее как опору для прыжка, пробежать по стене или ухватиться за очень кстати курсирующий вертолет, проехаться на проводах или уйти в свободное падение.
Ключевой ресурс — ускорение, его никак нельзя терять. Развив достаточную скорость (сорваться с места никто не даст — Вера постепенно переходит с шага на бег и обратно, совсем как в жизни), вы как бы ловите амплитуду, и дальше все зависит от череды правильных решений. В английском языке для обозначения состояния, в которое впадает игрок вместе с героиней, имеется слово «flow», то есть «поток». Вы действительно как будто впадаете в гипнотическое состояние — так, должно быть, чувствуют себя настоящие паркур-спортсмены. Удерживая скорость, Вера исполняет совершенно удивительные комбинации, это почти ритмическая игра, которая управляется — внимание! — почти одной клавишей. Mirror’s Edge — игра про чувство ритма, чувство движения, а не про то, как быстро и ловко вы отстукиваете комбо на клавиатуре. Движения Веры контекстны: в зависимости от скорости и положения тела она взбирается на препятствие или исполняет трюк. «Смотрите, я практически все время жму на одну и ту же кнопку!» — радостно показывает О’Брайан нам геймпад. Мы завороженно смотрим дальше.
А там продолжают ломаться негласные жанровые соглашения. Пропасть между двумя небоскребами, которой геймдизайнеры обычно обозначают непроходимую область, тут преодолевается хорошим разгоном. Вертолет, который обычно поливает вас свинцом и от которого принято хорониться под лестницами, тут используется как новая точка опоры. Mirror’s Edge выглядит настолько свежо, непринужденно и легко, что все прочие игры от первого лица после этого кажутся сложными неповоротливыми конструкциями. Музыка просто супер но выйдет ближе к релизу